Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 5

Сплав по Мане. Часть 5Привет!

Похоже, это предпоследняя часть инструкции, охватывающей все нюансы самостоятельного сплава по Мане.

Первая часть здесь Сплав по Мане. Часть 1

Итак, продолжим:

А, нет, небольшая новость. Сегодня позвонил мой друг Андрей (в этой части прочтете нечто забавное, им проделанное) и взволнованным голосом сообщил: «У меня для тебя хорошая новость. Угадай — какая?»

Я думал 3 секунды: «Лед на Мане пошел?»

«Точно!»

Ждем! Ждем все с нетерпением, когда снова увидим вожделенные берега… 🙂

А вот теперь продолжим наш «мануал».

Итак:

Комары, мошка, оводы, слепни

Не бывает практически так, чтобы вся эта рать была в воздухе одновременно. У них какая-то сезонность. Бывает, что пару недель комаров вообще нет. Зато нет-нет, слепень какой норовит цапнуть. И наоборот. В начале и конце сезона не бывает вообще никого в воздухе кровососущего. Благодать. Только зябко. 🙂

Проблема в любом случае решается реппелентом. Лучше если реппелент на руки, а на лицо москитная сетка.

Я репеллентом пользовался всего пару раз. Москитной сеткой ни разу. Не было столько кровососов, чтобы прятаться за сетку. Не попадал, видать, ни разу.

Репелленты от летающих и от ползающих разные. Не перепутайте.

Ну и пусть вас греет тот факт, что летающих ядовитых мерзавцев нету. Ни малярийных комаров, ни мух це-це.

Как «гасить» медведей

Больше всех повезло этому парню — Олегу Попову. С удовольствием смотрю его видео-отчеты по сплавам. На такой экстрим пока не решился, но подумываю.

Вот это видео, где его чуть не сожрал медведь.

У Попова ни ружья, ни карабина с собой никогда не бывает. Сплавляется от на маленькой одноместной надувной лодочке. Типа нашей транспортной.

Что нужно знать о медведях

Если не зима, если медведь не ранен, если понял, что перед ним человек – вы ему не нужны.

Более того, здоровый нормальный медведь избегает встречи с человеком. А если таковая случайно произошла – старается смотаться как можно скорее.

Боится – костра, громких звуков.

Любит – запах еды. Ну и саму еду. 🙂

Антимедвежьи правила

  1. Желательно, чтобы костер горел всю ночь. О небольших секретах, как это обеспечить, я рассказал в четвертой части.Медведь
  2. Перед тем как ложиться спать– пальните пару раз в воздух. Если есть просроченные патроны, то лучше ими, конечно. Чего хорошие тратить?
  3. На ночь зарядите оружие пулями. Лучше серебрянными. Мало ли какой медведь попадется. 🙂
    А если серьезно, то свинцовой пули Полева вполне достаточно. С ружьем обращайтесь очень аккуратно. Но ставить на предохранитель не рекомендуется. Если случится тревога и нарисуется медведь (ну вдруг) то будете долго и судорожно жать на курки и удивляться, почему не стреляет. Рассказывали – бывали такие случаи. Медведь при этом критически смотрел на горе-охотника. Потом подходил и одним движением выхватывал ружье из рук, со словами: «Дай сюда, лошара». Ну… вы поняли… сколько было выпито… 🙂
    Вобщем, ружье не на предохранителе – очень аккуратно. Всегда помнить! Ночью встанете «до ветру» – тоже помнить.
  4. Не оставляйте ночью около палатки или в палатке открытую еду. Если сомневаетесь, что запах таки проходит, то спрячьте котелок под транспортной лодкой (переверните дном кверху) на берегу. Про лодку (какая, для чего) я писал в этой статье. Крупы, другую сухую еду в пакетах, которая не издает аппетитных запахов, можно положить и в палатке. Даже лучше в палатке. Ведь если медведь или кто помельче, но такой же ушлый, найдет все ваши запасы под лодкой…
  5. При покидании стоянки, при отплытии укладывайте ружье в чехол в последнюю очередь. Рассказывали, что был случай. Всё упаковали, ружье где-то среди вещей на плоту и тут вышел медведь. Конечно, обошлось – дружно пошумели, развернулся и ушел. Но было тревожно…
    Вот перед самым-самым отплытием, на катамаране, уже можно поставить на предохранитель и положить ружье в чехол.

Нет ружья? Не повод, чтобы не плыть. Возьмите с собой, например, вот подобную дудку.

Горн пневматическийЧтобы найти, где купить, вбейте в строку поисковика слова «горн пневматический купить». И выберите подраздел поисковика «Картинки». По картинкам сориентируетесь и кликайте.

А вообще в крупных магазинах типа «Турист», «Охотник» почти всегда есть.

По слухам 🙂 очень эффективно отпугивает медведей. А если серьезно, то да — медведи очень не любят резких и громких неестественных для его природной среды звуков.

Местные

Берега МаныЯ не встречал.

Знакомый попадал в ситуацию.

Плыли компанией. С женщинами.

Вечером стали на ночевку. Видимо, недалеко от деревни.

«Нарисовался» абориген.

После взаимного вежливого «здрасте», женщины, как типа культурные, пригласили его откушать. Ждали, что он скажет: «Ну что вы — нет-нет, как можно!».

Щас!

Тут же присел и завелась долгая, нудная, ни о чем, никому не нужная тягомотная беседа. Тут и водочка была. И после нее градус беседы стал более напряженным. Как-то так неожиданно и неприятно.

Вобщем чудом обошлось.

Поэтому общее правило – будьте вежливы по-таежному.

То есть — поздоровались, если просит человек помощь – помогли, чем смогли.

В праздные разговоры не вступать.

Маршруты сплава по Мане

Сплавляться, как я уже неоднократно говорил, в спокойном таком, неспортивном режиме можно с Выезжего Лога.Манские плёсы

Выше есть 2 порога, пройти которые можно только при соответствующей подготовке.

А вот ниже Выезжего Лога сложность сплава имеет категорию №1. То есть самый простой вариант.

Вот такие деревеньки и поселки есть по ходу сплава:

Выезжий Лог — Кой — Лукашевича — Кожелак — Нарва — Большой и Малый Унгут — Жержул — Урман — Береть — Манский — и, наконец, Усть-Мана.

Еще встречаются кордоны заповедника «Столбы». Это ниже Берети.

Расстояния вот такие:

Выезжий Лога — Нарва — 110км.,

Нарва — Береть — 151 км.

Береть — Усть-Мана — 90 км.

До Нарвы Мана узкая. Встречаются упавшие или свисающие над водой деревьев – «расчески». Местами из воды торчат камни. Скорость воды около 7 км.час.

На расстоянии 3 часов плавания от Выезжего Лога увидите железнодорожный мост. Сразу за ним, на левом берегу есть стояночка. Тут же озеро. В нем можно купаться. Вода теплее, чем в Мане.

Время на маршруты

Выезжий Лог Усть-Мана – 9 дней

Выезжий Лог – Береть – 5 дней,

Выезжий Лог – Нарва – 3 дня,

или так

Береть – пос. Манский – 2 дня,

Жержул – Береть 3 дня,

Нарва – Жержул – 2 дня,

Лукашевич – Нарва 2 дня,

Нарва – пос. Манский – 7 дней.

Река Мана сплавВот эти указанные дни – это ориентир. Может быть дольше, может быстрее. В зависимости от вашего расположения. В смысле — настроения.

Если не торопитесь, пораньше останавливаетесь на ночлег, попозже просыпаетесь, часто останавливаетесь, то спокойно умножайте вышеуказанные дни на 1,5.

Вот, пожалуй, и всё.

Чтобы вы решились пойти на сплав по Мане, расскажу историю, как я уговаривал товарища – Сашу — сплавиться со мной. Причем сам до этого не сплавлялся ни разу.

Саша проконсультировался с рыбаками и получил такой ответ, что, типа, это очень серьезно всё, что река ошибок не прощает, что с вами должен быть хотя бы кто-то один бывалый.

Вобщем, Саша струхнул. Нет, — говорит, — не поплыву без проводника.

Бывалые среди моих друзей, конечно, есть. Только вот все были заняты другими делами. В этот раз плыть никто не мог. А мне в другое время было неудобно.

Поэтому я приехал к товарищу – Андрею – опытному сплавщику.

Говорю, — слушай, — нужно успокоить Сашу. Объясни ему, что это все безопасно.

ОК, — говорит, — зови.

Звоню Саше, — приезжай.

Приехал. Сидим. Пьем чаек.

Андрей начал его успокаивать:

«Саша, во время сплава у тебя будет только одна задача – выжить. Первая опасность – медведи. Сейчас они голодные и кому-то

Андрей

А вот и он — наш друг, шутник и опытный сплавщик Андрей

из вас нужно будет ночью не спать и колотить ложкой в котелок, чтобы отпугивать. Можете делать это по очереди.

Вторая опасность – клещи. К берегу лучше не приставать. Да и берега вы не рассмотрите толком. Увидите что берега шевелятся и постоянно меняют конфигурацию. Это скопление клещей на самом деле.

Ну и третья опасность – пороги. Если не имеешь разряда по водяному слалому, то действительно, на Ману лучше не соваться.

Стоянку ищите заранее. А то быстро стемнеет и придется плыть наощупь. Будете веслами отталкиваться от берега. Если весло будет вдруг упираться во что-то мягкое – не бойтесь – это медведь. Они ночью по берегам стоят – караулят.»

Я сижу – рот раскрыл. Вот «успокоил».

Вобщем, в итоге, поплыли мы. Все – в первый раз.

Очень скоро убедились, что сплав категории №1. То есть, если вы, дорогой читатель, внимательно ознакомились со всеми частями этого блокбастера «Сплав по Мане», выписали всё что нужно, то всё у вас пройдет как по маслу.

На этом почти всё. Осталась статья про рыбалку. Ждите, скоро будет.

А пока — до первого сплава. 🙂

Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 6

Вот чек-лист сборов на сплав по Мане — скачивайте и ставьте галочки в квадратиках, когда будете собираться.

Что то упустил? Остались вопросы? Задавайте в комментариях.


P.S. Хотите получать уведомления о новых статьях этого блога? Нажмите на эту кнопку:

Хочу сразу узнавать о новых публикациях!

P.S.S. После прочтения статьи появились вопросы, замечания, возражения? Пишите их в комментариях ниже. Постараюсь ответить на все.

Предыдущая запись Как мы неожиданно сделали загадочный шкафчик
Следующая запись Наладили производство 2 местных ИК саун со стеклянными фасадами
Обсуждение: 28 комментариев
  1. Олег:

    Да уж, читаешь про медведя, так вроде и смешно! 🙂 Но не дай Бог, в живую встретить — как-то попадал на мишку, и он то ли зевнул, то ли рыкнул. Я сутки потом не спал! Но это того стоит — кто плавал, тот, все-равно вернется. Насколько там… даже не просто классно, а… по-другому.

    Ответить
  2. Владимир Герман:

    Медведей боятся — о сплаве забыть. Трудностей немало в сплаве, новичку необходимо к многому быть готовым. А Андрей правильно сделал — навел жути на Сашу, чтобы тот решение принимал осознанно. Всем бы таких советчиков!

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Ну да, Андрей тонкий психолог. Плюс поприкалываться любит.

      Ответить
  3. Ольга:

    Читаешь вот это: «К берегу не приставать…Ночью не спать…Если не имеешь разряда по водяному слалому, то, на Ману лучше не соваться…С местными не встречаться…Твоя задача выжить», и думаешь: какой же все-таки замечательный отдых).

    Ответить
  4. Shashkova:

    Вот пункт «Местные» вообще универсальный и работает со всеми аборигенами.))) А вообще отчет классный, зажигательный и зовущий в путь. Единственное, что действительно напугало это скопище клещей. Шевелятся кусты? Неужели реально так бывает? Жуть.

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Читали способом скорочтения? 🙂
      Это Андрей так пугал Александра.

      Ответить
  5. Елена:

    Спасибо за советы, но меня заинтересовал еще один вопросик. При ночевке в палатке, змеи ведь тоже могут подползать и даже прятаться в вещах? Как с ними бороться? Или в этих краях они не водятся в большом количестве?

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Змей практически нету. За 10 лет видел один раз.

      Ответить
  6. Ольга21:

    Люблю ездить на природу в палатках, на реке еще ни разу не была, но наверное сначала нужно тренироватся на мелкой речке, прежде чем на Ману. Но вы молодец, что рассказываете не только, как это круто, но и все опасности и трудные ситуации, чтобы человек реально оценивал свои возможности. Вот хотела спросить, вы писали о репеллентах против летающих насекомых, а против клещей что вы используете?

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Одеваю костюм БИОСТОП. Здесь про него рассказывал https://www.fitosauna.ru/blog/splav-po-mane-chast-4

      Ответить
  7. Эдуард Сергевич:

    Касательно развёртывания стоянки — дрова на растопку искали на берегу или возили с собой? Мы обычно с собой берём немного сухих дров на случай дождливой погоды, дабы не возиться слишком долго в темноте.

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Для растопки под дождем возим с собой. Я об этом писал здесь Сплав по Мане. Часть 2
      А когда дождя нет — берет то, что на берегу.

      Ответить
  8. Яков:

    Сколько дней хода от Нарвы до Береть? По данным дней и километров, приведенных выше, не соответствие.

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      А все зависит от вас. Если поторопитесь, то побыстрее будет. Смотря когда будете на ночевку вставать. В 18.00, в 20.00, в 22.00. Во сколько утром будете стартовать. Как вам удобно. Это же не трасса формула 1. Мы сплавлялись с 3 ночевками до Берети. И от Берети до Усть-Маны 2 ночевки.

      Ответить
      1. Яков:

        В этой статье расстояние между населенными пунктами указано по реке?

        Ответить
        1. Яков:

          Говоря короче, реально уложиться в две ночевки?

          Ответить
          1. Дмитрий Сидоревич:

            Если стартовать не как мы, с обеда, а с утра, далее приставать поздно, отплывать рано, то вероятно да. Но зачем? Кайф-то где тогда? Медитация там… Всё такое… ))

        2. Дмитрий Сидоревич:

          Да, но точнее можно посмотреть по GPS карте. Где ее взять — напишу в следующей статье. Уже приготовил скриншоты. Вобщем, в следующей статье про Ману.

          Ответить
  9. Яков:

    Да я бы хоть неделю плыл, но служебный график диктует свои жесткие условия. =( А у Вас есть опыт сплава по Кану? Хотелось бы в общих чертах. Откуда и куда, сколько времени?

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Так у меня примерно та же проблема. Пока «дорос» до недельного сплава, до этого раз 10 сплавился от Берети до Усть-Маны. Почти наизусть маршрут изучил.) Нацелен следующий июль сделать полностью сплавным. Это уж как выйдет, но может хотя бы на пару недель получится.)
      Можно, кстати, для разнообразия, делать трех-четырех дневные сплавы между пунктами. Например, та же Нарва — Береть. Или Выезжий Лог — Нарва.
      По Кану не плавал. Специализируюсь по Мане. Пока…
      Товарищ плавал, но вряд ли напишет статью на эту тему. Дюже занят.

      Ответить
  10. Яков:

    Еще вопрос. От Усть-Маны до Красноярска время в пути не знаете? =)

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Часов 6-8. Смотря до какой точки. Хотели, но так и не получилось. Подождите следующую статью. Там я расскажу как Вы сами сможете на смартфоне посчитать. Довольно точно. Проверено. Можете прямо под этой статьей нажать кнопку Хочу сразу узнавать о новых публикациях. ПолУчите на почту уведомление о выходе статьи, где я расскажу про программу с GPS картой Маны.
      Вообще раз сплавлялись по Енисею, вдоль левого берега, до причала Куприяна. Конечно, Енисей на порядок опаснее Маны. Не очень комфортно по нему-то.

      Ответить
  11. Яков:

    Вы в ВК есть? Хотелось в л/с продолжить беседу. Здесь неудобно.

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      И то. https://vk.com/id199446634 . Только ответить смогу уже завтра. Я типа жаворонок. Уже практически сплю.))

      Ответить
  12. любовь:

    Всем доброго дня!С нетерпением жду дня, когда ,спустя 30 лет , снова увижу дорогих мне друзей. С большинством  , к сожалению,уже не придется сплавиться по Мане… Но как бы там ни было каждый день моего с сыном прибывания  в июле месяце в Красноярске уже расписан и насыщен. Сплав по Мане в этом списке несомненный лидер и очень хотелось бы, чтобы рядом , во время этого путешествия,были близкие нам по духу люди, трепетно и безмерно любящие природу, тем более ,что для сына это будет первый большой выезд. А мы, крымчане, в свою очередь при вашем приезде к нам тоже многое постараемся вам показать

    Ответить
  13. Олег:

    Нда уж, советы. Какая пуля в ружье? Вы действительно надеетесь завалить медведя?.. Общее правило — стрелять только в воздух, и никак не в сторону медведя. Завалить у вас его все равно не не получится, а вот если вы его раните, вам точно капец.
    Еда в пакетах не пахнет только для вас, медведь ее прекрасно чует. Так что совет прятать ее в палатке абсолютно неверно. Если уж правильно бояться медведя, то всю еду надо убирать в мешок и подвешивать на дерево. Но для Маны это перебор.
    И для справки. 1категория на Мане — это маршрут от Выезжего до Усть-Маны, и то не из-за сложности, а исключительно из-за расстояния. Все остальные маршруты н/к, т.е. категории 0

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Пуля Полева. Что? Нет шансов такой с дуплета завалить?

      Ответить
      1. Олег:

        Теоретически оно конечно да… Но на практике для «неохотника» ноль целых ноль десятых.

        Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Пользовательское соглашение