Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 11

Сплав по МанеПривет!

Первая статья из серии Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 1

А в этой, 11 части, расскажу о том:

  • Как узнать, сколько осталось плыть и через сколько метров впереди есть стоянки
  • Как вернуться против течения, если всё таки «прохлопал» стоянку или родник, а мотора нет. Три способа.
  • Где на Мане есть шанс выйти на связь по сотику. И какой сотовый оператор позволит сделать это.

Как узнать, сколько осталось плыть и через сколько метров впереди есть стоянки

Сплав по МанеВ неопределенности есть свой плюс. Некий щекочущий нервы элемент неожиданности, случайности, приключения.

Но для большинства людей это воспринимается как неудобство.

Как писал Леонид Дербенев:

«Hу что сказать, ну что сказать,
Устроены так люди,
Желают знать, желают знать,
Желают знать что будет.»

Смею вас заверить – не просто так желают знать. Не от блажи. Особенно на сплаве по Мане.

Очень хотелось бы знать, сколько осталось до конечной точки прибытия. Например, до Усть-Маны. Тогда можно рассчитывать время вызова автобуса для «эвакуации».

Но это даже не самое главное.

Очень актуально знать – через сколько метров и на каком берегу стоянка.

Не раз и не два попадал в ситуацию. Плывем вечером уже. Скоро темнеть будет. Стоянок нет, нет, нет…

И вот…

— Ой! Далеко от нас! Давай ближе к тому берегу!! Подгрести не успеваем!!! Унесет метров за 300.(((

— Ну что? Будем вытягивать против течения?

— Да ладно, плывем до следующей, ОК?

— ОК

И история может повториться. И не раз. Так, что приставать придется уже по темну и о культурной медитации на взлетающие в ночное небо искры можно будет не надеяться.

Придется провозиться в темноте до полуночи, а там уже завалиться по быстрому спать…

Не кайфово это.

Вот если бы знать, где сидит фазан на каком именно берегу и через сколько метров ближайшая стоянка…

Я думал, что это из области фантастики.

Пока не наткнулся вот на программу OsmAnd в Play Market на смартфоне.

OSM для сплава

Искал, конечно, целевым образом GPS-карту с программной оболочкой для мобильного устройства. Перебрал штуки 4. Эта — самая классная.

Во-первых, она позволяет бесплатно закачать несколько карт. Вроде три. Мне хватило. Закачал карту Сибири, Красноярского края и Манского района.

Во-вторых, она показывает расстояние ПО РУСЛУ!!! Не просто линейные расстояния от точки А до точки Б по прямой, а именно по руслу. С учетом всех изгибов реки

OSM для сплава по Мане

Синие точки по руслу. Между ними расстояние = 1 км. Можно менять масштаб.

Очень просто определять:

  1. Смотришь, какой отображается масштаб и значит между точками именно это расстояние.
  2. Считаешь количество точек до нужного места, умножаешь на масштаб и вот тебе искомое.
  3. А зная среднюю скорость течения (на Мане считаем за 5 км/час), можно прикинуть, через сколько часов можно доплыть до желаемого места.

В-третьих, (самое неожиданное и классное!) она показывает стоянки. Это вот эти стилистические изображения вигвамов… или чУмов…

OSM для сплава по Мане

Видно на каком берегу и через сколько метров находится стоянка.

Это здорово. Мы, заранее прижимались к нужному берегу, сверяясь с «живой» картой на смартфоне. По карте медленно ползет синий треугольничек, обозначающий наш катамаран, приближающийся к обозначению стоянки. Вот и смотрим, то на экран, то на берег. Во все глаза. И, о чудо! Действительно, с точностью ±3 метра там обнаруживалась стоянка!

Это просто круто!

Прогнозируемо. Удобно. Комфортно.

Нужно только учитывать 2 момента. Не критичных.

  1. Всего один раз карта ошиблась. Стоянка оказалась метров на 250 дальше.
  2. На берегах Маны имеются стоянки еще не обозначенные на карте. Примерно 15-20%. Но это в основном ниже Берети. Там вообще очень много стоянок. А до Берети неучтенных практически нет. Все отражены на карте.

Рекомендую.

И, да, чтобы не париться насчет разрядки смарта и как его заряжать от солнца или от внешней аккумуляторной батареи, поставьте смарт на режим В САМОЛЕТЕ. В этом режиме телефон не ищет ближайшие соты (которых, ясное дело, на Мане почти нет — об этом далее) и не тратит на это львиную долю энергии.

Товарищ на смарте с батареей в 2500 мАч обошелся без заряда 3 суток.

На моем Ulefone с батарей в 6200 мАч и через 6 суток еще оставалось 21% заряда.

На прием GPS сигнала смартфон тратит раз в десять меньше энергии, чем на сотовую связь.

Три способа плыть против течения, если всё таки «прохлопали» стоянку или родник, а мотора нет

Рыбалка на сплаве по Мане

FISH-медитация

Если у вас будет OSM карта, то со стоянками у вас проблем не будет. А вот с водичкой да. Родники на карте почти не представлены. Поэтому придется чутко слушать. Родник слышно издалека. Но это если он мощный, типа впадающей речушки, ручья, водопадика. А есть такие родники, которые впадают бесшумно. Поэтому загодя вы их не услышите. Не определите заранее – к какому берегу держаться поближе. Вот и приходится думать, как бы вернуться назад, против течения. К роднику, который проехали.

Вот три способа, которые я опробовал.

  1. Проехали? Ладно. Пристаем куда уже получилось. После отчаянной гребли. Кто то выпрыгивает на берег.

С концом.

Э-э-э-э, ну… с фалом…

Э-э-э-э, ну, с веревкой.

Длинной. Метров 50 минимум. О необходимости наличия веревки я писал тут.

И, да, один конец веревки должен быть привязан к раме катамарана. 🙂 А то зачем всё это тогда? 🙂

Ну вот, спрыгнувший идет по берегу, вспоминая картину «Бурлаки на Волге». Не просто вспоминая. Еще и изображая. Тянет катамаран до родника.

Гм…

С другой стороны, зачем? Можно ведь и оставить катамаран, куда он пристал, а самому с канистрой прогуляться до родника.

Да, точно. Тянуть с собой катамаран приходится, если пропустили стоянку. Но с GPS-картой такого не бывает. Так что пристали, и пешочком идешь типа до родника.

Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Вы видели берег таежной реки? Это ни разу не пляж. Заросли и бурелом. Поэтому этот способ годится только для редких незаросших берегов.

  1. Способ №2 похож на способ №1 с той лишь разницей, что идете не по берегу, а по воде. Ну, не в евангельском смысле, конечно. Ну, вы поняли. Проблема только в том, что дно бывает каменистым, вода высокой, и еще «по краям сезона» холодной. То есть этот способ подойдет если:
    1. вода не холодная, а на ногах тапочки, чтобы камни не резали подошвы,
    2. вода холодная, но тогда на ногах резиновые сапоги. Но при этом вода не высокая – не нальется через голенища.
  2. Способ №3 был открыт мной именно на этом, шестидневном сплаве. В первую очередь потому, что товарищ – Женя, не знал, что так нельзя.

Сплав по Мане

Вот как это было. Мы проскочили-таки неуказанную на карте стоянку. Помните, я говорил, что 15-20% стоянок не указаны. Особенно ниже Берети. Итак, проскочили стоянку. Она «открылась» вот так, вдруг. Но очень соблазнительная. Низкий берег, явное наличие дров в избытке, кем-то сооруженный стол, полянка. И Женя схватился за весло: «Гребем!» Я только пожал плечами, но спорить не стал. Зачем? Я же знаю, что вдвоем тяжелый катамаран против течения на веслах не сдвинешь. Но! Катамаран пошел! Не полетел, конечно. Может быть со скоростью пару км в час всего пошел. Но пошел! С учетом того, что до стоянки было метров 30 против течения, то буквально за минуты мы его преодолели. Нет, вспотели, конечно. Но преодолели! Байдарочники будут смеяться, наверное. Они так легко скользят по глади воды. И по течению, и, с некоторым усилием, против. Но вы сядьте на квадратный 100 килограммовый катамаран с палубой, вещами и привязанной сзади резиновой лодкой с грузом. Вот тогда и посмеемся. Вывод же я для себя сделал такой. Если есть немножко здоровья в руках, то

    1. метров 50
    2. на катамаране
    3. против течения
    4.  на сплаве по Мане

выгрести вполне можно.

Для меня этот способ стал наиболее предпочтительным из трех. Мы не раз им пользовались. Даже приятно размяться.

Плесы Маны

Где на Мане есть сотовая связь

Мало где. В самой Нарве (выше я пока не бывал) и вниз по течению, километрах в 5 от Нарвы (по прямой) у нас хорошо работал Мегафон. Другие операторы – нет. И в Берети берет Теле2 (вроде ранее это был Енисейтелеком). И всё. Больше нигде, никто и никак. Так что учитывайте эту информацию.

Ну вот и всё, что получилось рассказать о нашем крайнем шестидневном сплаве. Столько много за эти дни случилось, что аж на четыре статьи вышло. Кроме этой ещё:

  1. Вот Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 10
  2. Вот Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 9
  3. И вот Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 8

Вот прямо сейчас, за окном, зима. Поэтому до следующего лета рассказывать о сплаве по Мане – нечего.

Жду, вот, лето 2017. Буду стараться освободить весь июль. И греться воспоминаниями об этих, летних, 2016 года, сплавах.

Приобщайтесь в 2017м!

А вот это короткое (2:40) обобщающее видео —

 

Добавлено позже: Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 12

Вот чек-лист сборов на сплав по Мане — скачивайте и ставьте галочки в квадратиках, когда будете собираться.


P.S. Хотите получать уведомления о новых статьях этого блога? Нажмите на эту кнопку:

Хочу сразу узнавать о новых публикациях!

P.S.S. После прочтения статьи появились вопросы, замечания, возражения? Пишите их в комментариях ниже. Постараюсь ответить на все.

Предыдущая запись Сравнительный обзор парогенераторов (для фитобочек) с аромоемкостью
Следующая запись Что лучше – фитобочка или инфракрасная сауна? Сухое тепло или влажное тепло?
Обсуждение: 19 комментариев
  1. Евгений:

    А вот есть ли в программе показывающей стоянки, такая функция, ,,бронирование,, нажал..и никто её уже не займет. 

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Да, есть. На забронированной стоянке появляется голографический орк, который, размахивая дубиной, отпугивает народ. При вашем приближении орк улыбается, кланяется и исчезает. 🙂

      Ответить
  2. Cергей:

    Лучше Дунаевского не выразишь: «Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек. «

    Ответить
  3. Елена:

    А вот интересно, если все же не успел доплыть до стоянки, а уже стемнело, то как ориентироваться — ведь так можно потом плыть очень долго? Или у Вас на катамаране есть какие-то специальные фонари и другие секреты?  

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Если до темна не пристал, то попасть на стоянку можно только теоретически. Даже с GPS. Остается тупо пристать к берегу и как-то постараться устроиться прямо на плоту. Но такого у меня не бывало пока.

      Ответить
  4. Елена:

    Может стоит оставлять ориентиры на местности после посещения родника, на которые могут ориентироваться следующие покорители реки? Например: через 50 метров родник, поворачивай! Тогда точно не проплывешь мимо, и слушать не нужно звук родника.

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Мысль здравая, только вот это же нужно в тайгу целый баннер везти и устанавливать, чтобы издалека видно было. Кто будет за это платить?

      Ответить
  5. Рубен Ткацки:

    А приложение работает без подключения к интернет? Мало ли сигнал пропадет или еще что-то случится… Большинство работают только с подключением.

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Нет, интернет не нужен совсем.

      Ответить
  6. Оксана:

    классно, что есть такое полезное приложение, только вот у меня не смарфон, а обычны телефон. И что делать? Как знать места стоянки? Может есть старый метод — карта бумажная с означенными на ней стоянками?

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Ну есть, например, бумажная карта. А как будете определять свое местоположение без GPS? Можно конечно по компасу и ориентирам, но такой карты я не знаю — и со стоянками, и с ориентирами одновременно.

      Ответить
  7. Татьяна Миронова:

    Приложение удивительное, уж чтобы даже стоянки показывало — это же надо. Не влияет ли приложение на остроту эмоций, испытываемых путешественниками? Одно дело, Вы гребете, и высматриваете стоянки, ощущаете азарт, думаете, найдете или нет, когда именно найдете, а другое — уже знаете, вот там-то точно ждет привал. Это не равносильно ли тому, как если, допустим, на грибную охоту вышли, какое-то приложение продемонстрирует, где именно сколько подосиновиков, а где поганки? Пропадет ведь «грибной» азарт.

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Нет никакого азарта найти стоянку под ночь, поверьте. Когда знаешь где стоянка — чувствуешь себя гораздо спокойнее.

      Ответить
  8. Дарья:

    Здравствуйте.спасибо огромное за ваши инструкции.читала как роман,бестселлер.оторваться не могла.как ,,вкусно»рассказываете.сынуля лежит под грудью-сосет.а мама читает ,,взахлеб».давно хотела сплавиться со старшими детьми.на работе знакомая мельком рассказывала про их с мужем сплавы.в прошлом году малого не было-предложила мужу-отказ по причине все той же ,,загруженности»решила пока в декрете почитаю что и как.подрастет-поедем.уговорю всех.прочитав ваши статьи-я ,,заболела».теперь сплав по мане с ночевкой(сначала одной) стала моей мечтой(вполне сбыточной).пока сынок подрастает буду грезить.а потом все-равно своего добьюсь.и думаю ввести в жизнь как регулярное занятие.еще раз огромное спасибо.и за ценные советы и за удовольствие от чтения.как будто побывала там.недаром говорят у воображения нет границ.ух…до свидания.

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      С одной ночевкой сложно. Настраивайтесь на 2 на самом простом маршруте — Береть — Усть-Мана.

      Ответить
      1. Дарья:

        Ясно.спасибо.

        Ответить
  9. Alex:

    Здравствуйте, а можно поподробнее как карту установили бесплатно и как открыть именно водную? Щас например просит денег за Манский район..

    Ответить
    1. Дмитрий Сидоревич:

      Вроде сколько-то карт раньше давал закачать бесплатно. Возможно, разработчики ужесточили условия.

      Ответить
  10. Леонид:

    Мана. Чудные воспоминания. Навсегда.  Бард-сплав 1989 года, с Бортниковым. От Нарвы до Усть-Маны. Мой позывной "Ташкент". Да, это было, реально, но в прошлом веке. ))))))))))

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Пользовательское соглашение